Главная » Конструкторы

Сергей Павлович Королёв

29 сентября 2009 Один комментарий

korolev1Cергей Павлович Королев — великий и выдающийся ученый и конструктор, работавший в областях ракетно-космической и ракетной. 2-ды Герой Соц Труда, академик Академии наук Советского союза, лауреат Ленинской премии, он является создателем отечественного стратегического ракетного вооружения средней и межконтинентальной дальности и основоположником практической космонавтики. Его разработки в области ракетной техники представляют огромнейшую ценность для развития отечественного ракетного вооружения, а в области космонавтики — мировое значение. Он по праву является отцом, отечественной ракетно-космических технологий, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей нашу страну передовой ракетно-космической державой.

С. П. Королев родился двенадцатого января 1907 года, в городе Житомире в семье учителя русского языка П. Я. Королева. Уже в школе Сергей отличался огромными способностями и большой тягой к новой тогда авиационной технике. В семнадцать лет он уже разработал проект летательного аппарата собственной оригинальной конструкции — «безмоторного самолета».

Поступив в 1924 года в Киевский политехнический институт по профилю авиационной техники, Королев за два года изучил в нем общие инженерные дисциплины, став спортсменом-планеристом. Осенью 1926 года он перевелся в Московское высшее техническое училище.

За время учебы в МВТУ Королев уже приобрел известность как молодой способный авиаконструктор и очень опытный планерист. Спроектированные и построенные им летательные аппараты: планеры «Красная Звезда», «Коктебель», и легкий самолет СК-4, созданный для достижения максимальной дальности полета,— показали незаурядные способности Королева в авиационном конструкторском деле. В сентябре 1931 года Королев и талантливый энтузиаст в области ракетных двигателей Цандер добились создания в Москве общественной организации—Группы изучения реактивного движения: В апреле 1932 года она становится государственной научно-конструкторской лабораторией по разработке ракетных летательных аппаратов, где создаются и запускаются первые отечественные жидкостные баллистические ракеты ГИРД-09 и 10.

В 1933 году на базе московской ГИРД и ленинградской Газодинамической лаборатории основывается Реактивный научно-исследовательский институт под руководством Клейменова. С. П. Королев назначен его заместителем. Однако расхождения во взглядах с руководителями ГДЛ на дальнейшее развитие ракетной техники заставляют Королева уйти на творческую инженерную работу, и ему как начальнику отдела ракетных летательных аппаратов в 1936 году все таки, удается довести до испытаний крылатые ракеты: зенитную—217 с пороховым ракетным двигателем и дальнобойную—212.

В 1938 году по необоснованному обвинению Королев был арестован. а далее и осужден на десять лет. Осенью 1940 года он был переведен в новое место заключения—ЦКБ-29 НКВД СССР, где под руководством А. Н. Туполева принял участие в создании фронтового бомбардировщика Ту-2. Это было поводом для перевода Королева в 1942 году в другую организацию точно такого же лагерного типа — ОКБ НКВД СССР, при Казанском авиазаводе № 16, где уже шли работы над ракетными двигателями новейших типов с целью применения в авиации.

Тринадцатого мая 1946 г. принимается решение о создании в советском союзе отрасли по разработке и промышленному производству ракетного вооружения с жидкостными ракетными двигателями. В соответствии с этим были объединены группы советских инженеров по изучению немецкого ракетного оружия Фау-2, в единый научно-исследовательский институт «Нордхаузен», во главе которого был генерал-майор Гайдуков, а главным инженером и техническим руководителем — С. П. Королев. В Германии Сергей Павлович не только изучает ракету Фау-2, но и проектирует усовершенствованную модель баллистической ракеты с дальностью полета до шестисот километров.

Вскоре все советские ученые возвращаются в СССР в научно-исследовательские институты и конструкторские бюро. В августе 1946 года С. П. Королев назначается главным конструктором ракет дальнего действия и начальником отдела № 3 НИИ-88.

1-ой задачей, поставленной правительством перед Королевым как главным конструктором и организациями, занимающимися ракетным вооружением, было проектирование и создание аналога ракеты Фау-2 из советских материалов. Но уже в 1947 году выходит новое постановление о разработке более новых баллистических ракет с большей, чем у Фау-2, дальностью полета: до трех тысяч километров. В 1948 году Королев начинает летно-конструкторские испытания ракеты Р-1 и в 1950 году с успехом сдает ее на вооружение. Р-1 отличалась от немецкой большей надежностью. Параллельно Королев ведет разработку новой баллистической ракеты Фау-2 с дальностью полета более шестисот километров. Ракета Р-2 имела несущий бак с горючим, удобную компоновку и, главное, отделяющуюся в полете боеголовку.

Совместно с практическими работами над ракетным вооружением в НИИ-88 под руководством Королева были начаты широкомасштабные проектно-экспериментальные эксперименты по темам H-I, Н-2 и Н-3.

Но теме Н-1 проводились экспериментально — теоретические исследования связанных с реализацией проекта ракеты Р-3, имеющей дальность полета три тысячи километров. Было необходимо обеспечить устойчивость полета ракеты бесстабилизаторной схемы и получить точные данные о поведении кипящего жидкого кислорода в термонеизолированном баке окислителя в процессе движения на активных участках траектории с повышенными внешними теплопотоками в массу жидкого кислорода. На основе конструктивных разработок ракеты Р-2 с использованием форсированного двигателя была создана одноступенчатая экспериментальная БР Р-ЗА с использованием бесстабилизаторной схемы с дальностью полета тысяча двести километров. Успешные испытания данной ракеты дали основание Министерству обороны принять ее на вооружение советской армии в 1956 году с ядерной боевой частью как Р-5М. Это была 1-ая отечественная стратегическая ракета, в последствии ставшая ракетным ядерным щитом страны.

korolevПо теме Н-2 были выполнены исследования по целесообразности и возможность создания ракет, работающих на стабильных компонентах топлива. В результате подтвердилась возможность создания данных ракет и изготовлен эскизный проект 1-ой отечественной БР Р-11 с дальностью полета более двухсот пятидесяти километров и стартовой массой меньшей, чем у Р-1. При создании же ракет с увеличенной дальностью полета, особенно межконтинентальных, было рекомендовано в качестве окислителя применять жидкий кислород. Данной направленности развития ракетной техники Сергей Павлович был верен на протяжении всей своей творческой деятельности.

Министерство обороны поручило ОКБ-1 НИИ-88 разработку ракеты Н-11, и Королев с успехом решил задачу, применив созданный им для зенитной ракеты восьми тонный двигатель Исаева, впервые использовав — жидкостный аккумулятор давления для подачи горючего в камеру сгорания.

На основе Р-11 Королев создал и сдал на вооружение в 1957 году стратегическую ракету Р-11М с ядерной боеголовкой, транспортируемую в полностью заправленном виде на танковом шасси. Серьезно изменив эту ракету, он сделал годной ее для вооружения подводных лодок как Р-11ФМ. Изменения были действительно серьезные.

Окончательную доводку ракеты Р-11ФМ он передал в город Златоуст, в СКБ-385, командировав туда из своего ОКБ молодого и талантливого конструктора Макеева вместе с квалифицированными конструкторами и проектантами, заложив этим самым основу для создания уникальнейшего центра по разработке БР морского базирования.

По ракете Н-3 проводились серьезные проектные исследования, в которых была доказана возможность разработки ракет с большой дальностью полета вплоть до межконтинентальной с использованием двухступенчатой схемы. На основании результатов исследований и согласно постановлению правительства в НИИ-88 были начаты 2 научно-исследовательские работы под пристальным руководством Королева с целью определения параметров и облика межконтинентальных ракет крылатого и баллистического типов.

Исследования по теме Т-1 выросли в опытно-конструкторскую работу, связанную с созданием 1-ой двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7 с применением пакетной схемы, которая и сегодня удивляет своими оригинальными конструктивными решениями. Ракета Р-7 совершила свой первый успешный полет в августе 1957 года.

В результате исследовании по Т-2 так же была показана возможность разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была ракетной и выводила вторую ступень — крылатую ракету—на высоту 23—25 километров.

Учитывая всю важность создания данного типа оружия, правительство приняло решение начать опытно-конструкторские работы и силами МинАвиаПрома (главные конструкторы Мясищев и Лавочкин). Проектные материалы по теме Т-2 были направлены в МАП, туда же переведены некоторые специалисты и подразделение, занятое проектированием астронавигационной системы управления.

1-ая межконтинентальная ракета Р-7, была создана в рекордно короткие сроки и сдана в 1960 году.

В дальнейшем Королев разработал более совершенную и компактную двухступенчатую межконтинентальную ракету Р-9 и сдал ее (шахтный вариант Р-9А) на вооружение в 1962 году. Позже Сергей Павлович начал первым в СССР разрабатывать твердотопливную межконтинентальную ракету РТ-2, сданная, на вооружение уже после его смерти. На этом ОКБ-1 Королева перестало заниматься боевой ракетной тематикой, сосредоточив свои силы на создании уникальных ракет-носителей.

Занимаясь боевыми баллистическими ракетами, Королев, стремился к гораздо большему—к покорению космического пространства и космическим полетам человека. С этой целью Сергей Павлович уже в 1949 году совместно с учеными АН СССР, приступил к исследованиям с использованием модификаций ракеты Р-1А путем вертикальных запусков на высоты до ста километров, а затем с помощью более мощных ракет Р-5 н и Р-2, на высоты двести и пятьсот километров соответственно. Этим Королев заблаговременно заложил основы для штурма космоса человеком.

В 1955 году, еще до летных испытаний ракеты Р-7 Королев, Келдыш, Тихонравов выходят в правительство с предложением о выведении в космическое пространство при помощи ракеты Р-7 первого искусственного спутника Земли. Правительство поддерживает данную инициативу. В августе 1956 года ОКБ-1 выходит из состава НИИ-88, становясь самостоятельной организацией, директором и главным конструктором которой назначается Королев. И уже 4 октября 1957 г. Королев запускает на орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Его полет имеет все-мировой успех и создает советскому союзу огромный международный авторитет.

Двенадцатого апреля 1961 года С. П. Королев снова поразил мировую общественность. Создал первый пилотируемый космический корабль «Восток», он реализовал первый в мире полет человека по околоземной орбите — гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина.

Сергей Павлович Королев с решением проблемы освоения космоса не очень спешил. 1-ый космический корабль сделал всего лишь только один виток: никто не имел понятия, как человеческий организм будет себя вести при длительной невесомости, какие нагрузки будут действовать. Вслед за первым полетом Гагарина шестого августа 1961 года Г С Титовым на корабле «Восток-2» был сделан 2-ой космический полет, длительностью сутки. Затем совместный полет космических кораблей «Восток-4 и «Восток-3», с космонавтами Поповичем и Николаевым, с одиннадцатого по двенадцатое августа 1962 года; между космонавтами была установлена прямая радиосвязь. В следующем году совершен совместный полет космонавтов Быковского и Терешковой на космических кораблях «Восток-5» и «Восток-6» с 14 по 16 июня 1963 года — изучается возможность полета в космосе женщины. За ними — с 12 по 13 октября 1964 года—в космосе, экипаж из 3-ех человек различных специальностей: командира корабля, бортинженера, врача на космическом корабле «Восход». Восемнадцатого марта 1965 года во время полета на корабле «Восход-2» космонавт Леонов делает первый в мире выход в открытый космос.

Отвечая на космические успехи ссср в области пилотируемых полетов и желая восстановить свой авторитет, США принимает фантастическую по размаху работ и целям программу «Аполлон», заключающуюся в конструировании лунного космического комплекса, с возможностью высадки двух космонавтов на Луне. В ответ на данный вызов, желая сохранить приоритет в основных космических достижениях, Королев по решению правительства приступает к разработке проекта отечественного лунного комплекса Н1—ЛЗ. Однако это решение не получила значительных резуцльтатов и была закрыта правительством.

Параллельно с развитием пилотируемой космонавтики велись и работы над спутниками народнохозяйственного, научного и оборонного назначения. В 1958 году разработан и выведен в космос геофизический спутник, а следом и спутники «Электрон» для исследования радиационных поясов планеты. В 1959 году запускаются 3 автоматических космических аппарата к Луне. Первый и второй—для доставки на Луну вымпела ссср, 3-ий с целью фотографирования обратной стороны Луны. В дальнейшем Королев занимается разработкой более совершенного лунного аппарата для мягкой посадки на поверхность Луны, фотографирования и передачи на Землю лунных панорам.

Сергей Павлович Королев, всегда был верен своему принципу и старался привлекать к реализации своих идей другие организации, поручил доработку этого аппарата своему соратнику, выходцу из НИИ-88, возглавившему в 1965 году ОКБ имени С. А. Лавочкина, гл. конструктору Бабакину. В 1966 году станция «Луна-9» передала впервые в мире кадры поверхности Луны. Королев к великому сожалению не стал свидетелем этого триумфа. Но дело его было в надежных руках: ОКБ им. С. А. Лавочкина стало крупнейшим центром по разработке космических аппаратов для изучения Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея, спутника Марса Фобоса.

Еще в процессе создания корабля «Восток» Королев начал разрабатывать на его основе первый отечественный спутник-фоторазведчик «Зенит» для Мин обороны. Сергей Павлович создал 2 типа данных спутников для обзорной и детальной и разведки, которые начали эксплуатироваться в 1962г., и передал это важнейшее направление космической деятельности одному из учеников, главному конструктору Козлову в Самарский филиал ОКБ-1, где оно нашло достойное продолжение. Сейчас ЦСКБ — крупный космический центр по разработке спутников для зондирования поверхности земли в интересах обороны, науки и народного хозяйства.

Королев дал начало развитию и другому очень важному направлению по использованию спутников. Он создал первый советский спутник телевещания и связи «Молния-1», функционирующий на высокоэллиптической орбите. Данное направление С. П. Королев отдал в Красноярский филиал ОКБ-1 своему ученику—конструктору Решетневу, заложив этим основу для рождения крупнейшего центра страны по разработке различных космических систем связи, навигации, телевещания и геодезии.

Из сказанного ясно видна особая, значимая роль Королева как генератора многочисленных инновационных идей и прародителя выдающихся конструкторских коллективов, в области ракетно-космической техники. Можно только удивляться таланту Сергея Павловича, его по истине неиссякаемой творческой энергии. Он является первопроходцем многих основных направлений развития отечественной ракетно-космической техники и ракетного вооружения. Трудно даже представить, какого уровня могла бы достичь она, если бы преждевременный уход Сергея Павловича не прервал творческий полет его гениальных мыслей.

Один комментарий »

  • Андрей пишет:

    Вот это человек!!! Трудная была у него жизнь, сидел, выжил, и сколько для Родины, да и ля всего человечества сделал!!!

    Цитировать

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Чтобы не вводить капчу зарегистрируйтесь на сайте.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика