Главная » Баллистические ракеты

Ракета Р-1

29 сентября 2009 Комментариев нет

r-1

Разработка ракет дальнего радиуса действия в СССР и США началась одновременно с освоения немецкой ракеты Фау-2, что было, конечно, оправданно в связи с отсутствием своего собственного опыта создания таких ракет. В СССР ракета, в значительной степени повторявшая особенности конструкции и характеристики ракеты Фау-2, получила название Р-1. Решение о создании данной ракеты было принято осенью 1947, а уже через год начались ее испытания. Комплекс с этой ракетой приняли на вооружение в ноябре 1950. Разрабатывалась ракета Р-1 организациями, которые возглавляли такие знаменитые конструкторк, как С.П. Королев ( комплекс, ракета), Н.А. Пилюгин (наземная проверочно-пусковая аппаратура и система управления), В.П. Глушко (двигатель), В.И. Кузнецов (командные приборы) В.П. Бармин (наземное стартовое, заправочное и другое оборудование).

Основными частями ракеты: головная часть, бак горючего, бак окислителя, приборный отсек, хвостовой отсек с двигателем. Особенностями конструкции было применение неотделяющейся головной части и использование подвесных топливных баков, разместившихся в силовом корпусе. Силовой корпус ракеты это жесткий каркас из стальных шпангоутов и стрингеров, облаченный в листовую сталь. Баки горючего и окислителя из листового алюминиевого сплава. Ракета имела четыре и тяжелых (масса около 300 кг) и мощных стабилизатора. Потребовались управляющие органы нескольких типов: газоструйные (размещенные в струе продуктов сгорания, истекающих из сопла) рули и воздушные (установленные на стабилизаторах). Все это вело к увеличению массы ракеты.

Однокамерный жидкостный ракетный двигатель работал на топливе — 75%-ый водный раствор этилового спирта и жидкий кислород. Система подачи топлива — незамкнутая (отработавший в турбине газ выбрасывался в атмосферу), насосная. В качестве рабочего тела турбины был использован парогаз, образующийся при распаде перекиси водорода в присутствии катализатора — раствора перманганата натрия. Таким образом, для эффективной работы двигателя было необходимо четыре жидких компонента. Их секундные расходы составляли: 75 кг/с жидкого кислорода, 1,7 кг/с перекиси и перманганата натрия, 50 кг/с спирта. Двигатель имел огромную массу, что объясняло несовершенство конструкции всех его агрегатов: камера сгорания (плохая организация процессов сгорания топлива, низкое давление,), турбоный агрегат (низкое число оборотов), парогазогенератор (вытеснительная система подачи компонентов). Показатели, определяющие скорость, а, значит, и дальность полета ракеты были у Р-1 крайне низки.

r1

ракета Р-1

На ракете применялась автономная инерциальная система управления, включавшая на активном участке траектории (АУТ) полета контур стабилизации углового положения ракеты и автомат управления дальностью, с использованием гироскопический интегратор ускорений. Система управления имела огромную массу (масса приборов управления 200 кг при общей массе приборного отсека в 520 кг). Точность ракеты (1,5 км) оценивалась как низкая, если учесть, что она соответствовала дальности порожения всего в 300 км.

Эффективность головной части по целям определялась тем, что в ГЧ находился заряд взрывчатого вещества (ВВ) массой 800 кг. Радиус поражения городских сооружений при этом не превышал и 20 — 25 м, и ракета могла быть пременнена только для поражения крупных и слабозащищенных целей.

В состав наземного технологического оборудования комплекса входило, около 20 специальных агрегатов и машин. Подготовка ракеты к пуску проходила на двух позициях — боевой (стартовой) и технической и боевой. Основными работами на технической позиции были проверки готовности систем ракеты и стыковка ее с головной частью. Перевозка же ракеты на боевую позицию осуществлялась на грунтовом лафете. После установки в вертикальное положение, на ракете проверялась система управления, заправлялись средства парогазогенерации и топливо, осуществлялось прицеливание. Проводились и ручные операции с двигателем ракеты. В камеру двигателя через сопло прикреплялось зажигательное устройство. Пуск ракеты осуществлялся из специальной бронемашины оборудованной пультом управления. На технической позиции время для подготовки ракеты составляло от 2 до 4 часов, на боевой — до 4 часов. Таким образом, боеготовность комплекса составляла не менее 6 — 8 часов. Для подготовки ракеты к запуску использовалось очень большое количество специальных техники и агрегатов, а технологический процесс подготовки к пуску был весьма сложен и трудоемок.

Все вышеперечисленные оценки даются с позиций современных представлений о ракетах дальнего радиуса действия. Необходимо иметь в виду, что ракета Р-1 была первой в их ряду.

Данная ракета свою историческую роль сыграла. Несмотря на все свои очевидные недостатки, разработка такой ракеты позволила в кротчайшие сроки создать в СССР необходимые условия, для дальнейшего развития нового вида вооружения — ракет больших дальностей, и определить направления и пути этого развития. Еще в 1946, т.е. даже до начала разработки ракеты Р-1, уже существовало 1-е ракетное соединение Советской Армии — бригада особого назначения РВГК, а ознакомление с этой новой техникой весь личный состав бригады начинал в Германии, а далее участвовал в проведении пусков ракет Фау-2 и Р-1 в Советском Союзе.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.

Чтобы не вводить капчу зарегистрируйтесь на сайте.

Вы можете использовать эти тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>

Яндекс.Метрика